О витражах
-
Искусство изготовления витража уходит своими корнями вглубь времен. Применение цветного стекла известно еще в эпоху Древнего Египта и шумерской цивилизации.
Предполагается, что технологию выдувания стекла изобрели в Сирии еще в I веке до н.э.
Сосуды, выполненные в технике свободного выдувания . Изготовлены в Восточном Средиземноморье, I век н.э. Ахна и Курион.
Однако витражное искусство, как мы его понимаем в нынешнем виде, возникло только с приходом христианства. Лучи света, проникающие в храм, преломляясь и рассеиваясь, проходя сквозь цветное стекло, олицетворяют божественную силу и любовь Господа, снисходящую на верующих, пришедших в храм. Эта концепция позволила витражам прочно войти в мировое декоративно-прикладное искусство.
В XI – XII веках искусство витража получает бурное развитие, названное романским периодом. Именно в это время витраж приобретает свои привычные очертания: разноцветные стеклышки, соединенные металлическим профилем в единую картину.
Техника изготовления витражей в романский период достаточно трудоемка. Сначала варили стекло: речной песок смешивали с пережженной буковой древесиной и известью, засыпали в глиняные горшки и отправляли в печь. Для получения цветного стекла добавляли окиси металлов в порошковом виде. Выбор цветов был достаточно скудным: окись кобальта давала синий, марганца – пурпурный, медь или железо позволяли добиться красного оттенка. Из-за несовершенной технологии изготовления стекла витражи имели “дефекты” – пузырьки, затемнения, неровности, которые, впрочем, придавали им особый шарм игрой света.
Произведенное стекло по кусочкам подбирали и располагали на трафарете, заранее очерченном рисунке на выскобленной доске. Мелкие детали орнаментов, лиц и рук рисовали отдельно, а расписанное стекло обжигали повторно. Затем все стеклышки скреплялись свинцовыми пластинками. Чтобы удержать большие по размеру полотна витражей, снаружи они крепились к металлической решетке.
Ascensione di Cristo
С XII по XV века витражное искусство переживает готический период своего развития. Именно сейчас витражи становятся “живыми”, у них появляется настоящий сюжет – библейские мотивы. Цветное стекло становится книгой, на которой художник ведет повествование о жизни святых. Не только сюжет становится осмысленным, но и усложняется цветовая схема, появляется пространственная глубина картины.
Конструктивные новшества соборов позволили увеличить количество окон, а значит, и витражей. Хлынувший поток света превращал пространство храма в небесное святилище. Именно тогда появились остроконечная аркада и ребристые своды, которые позже стали визитной карточкой готики. Самый известный готический собор, безусловно, Нотр-Дам де Пари (Собор Парижской Богоматери 1163 — 1345 гг.)
Notre-Dame de Paris
В витражном искусстве этого периода появляется своеобразный знак отличия – окно-розетка или “глаза небес”. По форме оно напоминают мандале, священный символ Вселенной, а по содержанию, можно сказать, – это символ пути к мудрости и спасению.
Окно — розетка Notre-Dame de Paris
Еще одной новинкой в форме остекления становится гризайль – стекла светлых цветов, отличающиеся по тону. Его обычно использовали в темных помещениях для повышения уровня освещенности.
Эпоха Ренессанса (XV- XVI века) принесла изменение традиционных технологий изготовления витража: мастера стали применять серебряное травление – наложение тонкого слоя серебряного раствора на стекло. Подобное новаторство открыло доступ к палитре цветов от ярко-желтого до темно-оранжевого. Это был качественно новый скачок в развитии витражного искусства.
Окно с Эмблемой. Французский Ренесанс
Первая половина XVI века – это масштабный расцвет витражного дела, когда было произведено огромное количество высококлассного цветного стекла. Мастера эпохи Возрождения — Микеланджело, да Винчи, Рафаэль — рушили привычные принципы изобразительного искусства, что не могло пройти бесследно и для концепции изготовления витражей. Появились новые мотивы – реалистичные, декоративные, сочетающие королевское величие, роскошь и силу образов.
Cancionero de Palacio XV-XVI
В технике изготовления витражей произошли свои изменения: цветное и белое стекло стало более прозрачное и чистое, протравка появилась гематитовая красная, открылась возможность пескоструйной обработки и росписи непрозрачной эмалью. Своим талантом выделяются голландские и фламандские мастера.
Эпоха Ренессанса сменилась упадком витражного искусства в XVII – XVIII веках. Войны, революции, реформации сказались на состоянии всего культурного наследия Европы. Были разрушены стекольные мастерские в Германии, что значительно ударило по витражному делу. Снижение и даже угнетение церкви, гуманистические идеи Просвещения не давали возможности найти витражам свое место в новом мире.
Поворотом в витражном искусстве, как и во всей жизни Европы, стало начало XIX века. Искусству требовались художественные идеалы, которые сформировались в стилях Неоготика и Арт Нуво.
Создавались новые кружки и школы, возрождалось обучение различным ремеслам, в том числе витражному делу. В течение столетия витраж занял прочные позиции среди декоративных приемов дизайнеров, художников. С развитием промышленности и торговли росло число богатых людей, желающих украсить свои дома витражными картинами. Стали появляться различные эксклюзивные мастерские и дизайнерские студии в Лондоне, Париже и Нью-Йорке.
Наиболее успешным дизайнером XIX века явился Уильям Моррис, открывший не одно предприятие. В содружестве со своими компаньонами он тщательно прорабатывал каждую деталь будущего сюжета рисунка, умело оперируя элементам готического стиля, тонко чувствуя особенности цветного стекла.
Уильям Моррис
Оттолкнувшись от готики, постепенно художники начали обращаться к общей гармонии дизайна, стала появляться эклектика. Заметное влияние на этот процесс оказала культура и искусство Японии. Желание объединить эстетику и функциональность привело к возникновению стиля Арт Нуво или иначе Модерн.
Большую заслугу в развитии витражного дела XIX века стоит признать за чикагскими мастерами Миллет и Хили, которые предложили миру “американское стекло”: эффекты заднего плана не рисовались, а так же собирались из кусочков цветного стекла. Вклад заметный, но не столь весомый. Настоящими мэтрами витражного искусства Модерна стали, безусловно, Джон Ла Фарж и Льюис Комфорт Тиффани.
Джон Ла Фарж (1835-1910), француз, родивший в Нью-Йорке, — выдающийся декоратор, мастер фресковой живописи. Его работы украшают церковные приходы и фешенебельные частные владения. Только в сорок один год он обратил свой талант в сторону цветного стекла, где его заинтересовала пространственная глубина, создаваемая этим материалом. Особый стиль Ла Фаржа – эклектика текстур и форм стекла, вкрапление полудрагоценных камней и битых бутылок, смешение осколков с литым стеклом. Впоследствии он разработал метод “стекло круазоне”: соединение мельчайших кусочков стекла пайкой тонкой проволоки.
Витражное панно в Церкви Единства. Джон Ла Фарж.
Льюис Комфорт Тиффани (1848-1933) – выходец из семьи знаменитых ювелиров (это его отец основал известную компанию “Тиффани и К”). Живописи обучался в Париже, много времени потратил на путешествия по Европе, после чего и остановил свой выбор на декоративно-прикладном искусстве.
Говоря о Тиффани, следует сразу отметить, что его амбиции выходили далеко за пределы частной мастерской, — его больше интересовало создание целой индустрии витражного дела. Неудивительно, что дух предпринимательства передался ему от отца. Увидев, что возросшее благосостояние части граждан позволяет им обращать свой интерес к роскоши, Тиффани с партнером создает фирму, предлагающую элитные декоративные изделия для интерьеров респектабельных домов, и собственно проектирование этих интерьера. Успех компании был настолько значителен, что заказ на оформление интерьера ей прислали из самого Белого Дома Президента США. Среди его именитых заказчиков Осборны, Тейлоры, Карнеги и Мак Твен.
Внушительный успех не остановил творческий потенциал Тиффани, который решил полностью сконцентрировать свое внимание на витражах и значительно преуспел в этом деле. И по сей день техника изготовления витражей Тиффани одна из самых популярных в мире! Новаторство Тиффани заключалось в том, что каждый отдельный кусочек стекла по периметру оборачивался медной полоской так, что медные концы загибались на поверхность стекла. Затем эти кусочки, обернутые фольгой, выкладывались согласно рисунку и опаивались оловом по местам загибов. В итоге стекла надежно сцеплялись легким каркасом. Новый метод позволил создавать удивительно изящные витражные картины, прекрасно детализованные за счет использования мельчайших кусочков стекла. Витраж “вышел из плоскости” и стал применяться при изготовлении объемных предметов искусства – эксклюзивные абажуры, торшеры, люстры.
Льюис Комфорт Тиффани
Благодаря Тиффани появилась не только новая технология, но и новые виды стекла, например, “fabril” (пламенеющее). Стекольная компания Тиффани пробовала применять для окраски не только оксид металла, но и оксиды золота, серебра, меди, кобальта, что впервые было сделано в промышленных объемах. Амбиции Тиффани привели его к монополии на изготовление стекла. После Чикагской выставки 1893 года стекло Тиффани получило признание и мировой авторитет. Каждое участие компании Тиффани на международной сцене приносило ей заслуженные награды и медали.
Льюис Комфорт Тиффани
Вклад Тиффани в развитие витражного искусства огромен: благодаря его художественному мастерству и энергии витражи заняли прочные мировые позиции среди декоративных приемов оснащения интерьеров.
Вторая половина XX века принесла новые течения и направления в искусстве, которыми стали Арт Деко, дадаизм, сюрреализм, пуризм. Основной движущей силой искусства в это время стало строительство, объяснявшееся необходимостью восстановления после губительной Второй мировой войны. Бурное развитие витражных мастерских спровоцировала реставрация и замена окон соборов и старинных усадеб, частных домов.
Мастера научились вплавлять стекло в бетон, повышая его прочность и открывая новые возможности для использования в строительстве. Свое развитие получило гутное стекло, изделия из которого все чаще стали использоваться дизайнерами.
На сегодняшний день витражное искусство в его истинной красоте – это талант и мастерство художника, эксклюзивность авторских работ, приверженность традициям. Современные витражи – это не просто элемент декора, это уникальное украшение дома, отражающее внутренний мир его владельца.
-
Художественные композиции из цветного стекла – популярный тренд современных особняков и престижных квартир. Что может украсить дом больше, чем ручная работа? Чарующая игра света в переливах цветного стекла, озарение комнаты согревающими лучами солнца, проходящими сквозь насыщенный красками витраж, создают уникальную атмосферу торжественности. Витражи прекрасно разбавляют монотонный интерьер, становясь его ярким акцентом.
Как же создаются шедевры?
Для изготовления витража применяются различные техники обработки стекла: тиффани, фьюзинг, роспись по стеклу, пескоструйка, фацет и другие. Выбор той или иной техники зависит от функции витража в помещении, его сюжета и стилистики помещения.
Витражи “Тиффани”
Витражи Тиффани обладают наибольшей реалистичностью рисунка, возможно, поэтому они наиболее популярны у заказчиков. Словно картина на полотне, витражи Тиффани украшают гостиные, спальни и прихожие. Эскиз будущего изделия переносится на картон, по которому вырезаются отдельные стеклянные детали. Фрагменты стекла шлифуются, затем каждый оборачивается фольгой и обезжиривается. Стекла спаиваются между собой, и место спайки покрывается патиной. Эта техника изготовления витражей основана на ручной работе, когда мастер кропотливо подбирает даже мельчайшие стекла, отличающиеся по цвету, фактуре и размеру, именно поэтому витражи Тиффани так ценятся. Каждый витраж – уникальная неповторимая авторская работа!
Если вы хотите установить витражи в стеклопакеты, то витражи Тиффани идеально подойдут для этой роли, а так же их можно использовать для создания таких арт-объектов как витражные потолки, лестничные пролеты, перегородки, ниши, ширмы и художественные панно.
Витражи фьюзинг
Техника фьюзинг (“спекание”) позволяют создать настоящую картину, застывшую в стекле. Эти поистине уникальные композиции станут прекрасным украшением любого интерьера. Для изготовления витражей фьюзинг используются специальные печи (температура в такой печи более 800 градусов), куда помещается стекло для спекания отдельных стеклянных элементов. Благодаря таким условиям отдельные стеклышки плавятся и состыковываются друг с другом. В местах стыка образуются наплывы, похожие на рисование акварельной краской. Длительность и точная температура нагрева стекла определяется желаемым результатом. Витражи фьюзинг представляют из себя единое стеклянное полотно, лишенное каких-либо соединений.
Технология фьюзинг позволяет создавать разную толщину изделий, придавать им рельефность. Такие витражи очень хрупкие, поэтому они ограничены в размерах. Витражи фьюзинг обычно используют во вставках дверей, небольших нишах, декоративных панно, светильниках, картинах и как отдельные элементы в технике “Тиффани» (смешенная техника).
Пескоструйные витражи
Изготовление пескоструйного витража построено на абразивной обработке: поток сжатого воздуха, смешанный с кварцевым песком, снимает верхний слой со стекла. Вариаций пескоструйной технологии множество: это и сплошное матирование, когда матовый оттенок приобретает вся поверхность; глубокое частичное матирование, когда стекло подвергается абразивному воздействию в отдельных зонах и на различную глубину. Матировать стекло можно как с одной, так и с обеих сторон, а так же использовать абразив при работе с зеркальной поверхностью. Пескоструйная технология позволяет наносить надписи и орнамент на витраже. Пескоструйный витраж можно декорировать фьюзинговыми элементами любой формы, фацетами, цветными пигментами и др.
Пескоструйный витраж благодаря своим свойствам устойчивости к температурным перепадам, влаги и химическим веществам имеет широкое применение в интерьере: оформление дверей и перегородок, окон, створок шкафов, фасадов мебели, столешниц, столов; а так же в качестве именных предметов.
Фацетные витражи
Витражи с фацетами изготавливаются с использованием полированных деталей стекла разной формы, размера и угла огранки. Для большего преломления лучей увеличивают толщину используемого стекла, с которого снимают более широкую фаску. Обычно такие витражи вставляют в медную или латунную раму. Особенность фацетных витражей в их уникальной способности создавать эффект драгоценного сияния, преломляя и солнечный, и интерьерный свет.
Витражи с фацетами необычайно прочные и долговечные. Их широко применяют в оформлении межкомнатных дверей и перегородок, потолков, мебельных фасадов и ниш.
Художественная мозаика
Мозаика известна давно: ей выложены стены соборов и древних храмов. Мозаичное панно – это составленная из разноцветных стеклышек картина, выполненная вручную. Отдельные элементы мозаики нужного цвета и размера нарезаются так же вручную, а затем постепенно собираются в единую композицию, задуманную художником. Каждый кусочек крепится на клей, а после все швы затираются.
Главная особенность мозаики – ее долговечность и устойчивость к влаге, перепадам температур. Благодаря ее свойствам мозаику часто можно встретить в оформлении ванных комнат, бассейнов и саун, кухонных фартуков. Создание художественной мозаики – это кропотливый труд, плоды которого украсят так же гостиную, спальню или детскую комнату.
Гутное стекло
Гутное стекло изготавливается путем свободного выдувания расплавленного стекла около специальной печи. Температура стекла в момент работы с ним около 1000 градусов! На конце особой трубки из капли стекломассы мастер раздувает шар, который он с помощью рабочих инструментов моделирует в нужную форму изделия.
В состав стекла входит кремнезем и различные оксиды, каждый из которых придает стеклу свои свойства. При изготовлении современных стекол используют до 10 и более оксидов, чтобы добиться соответствия разнообразным требованиям. Изделия, выполненные гутенской техникой, отличаются своей неповторимостью. Ни один мастер не способен изготовить образец, идеально соответствующий эскизу: у каждого «свой глаз», «своя рука», свое представление о будущем изделии. Отличают выдувные изделия небольшая толщина стенок, высокая прозрачность, более сложные разнообразные формы.
Эксклюзивность и неповторимость каждого изделия, создание объемных форм, выделяет эту технику среди других. Большинство авторских работ Александры Ярмольник выполнены именно в этой технике.
Сложносочиненные проекты предполагают использование нескольких техник изготовления витражей для передачи максимального эффекта. Рельефные части витражной композиции, изготовленные спеканием, соединяют с частями, исполненными в классической технике. Особо привлекают внимание витражи, составленные с использованием кованых деталей из железа или бронзы. Такие работы настоящие архитектурно-витражные композиции.
Заказать установку витража в Москве и МО любого стиля и размера можно в студии Александры Ярмольник. Мы разрабатываем различные стили витражей, а так же изделия разнообразного назначения — витраж в пластиковые окна, витраж в нишу, витраж в дверь.